Как воспитать гениальных детей.

Я не хочу задаваться вопросом о том, как воспитать одаренного ребенка, потому что искренне уверена, что все дети одарены. Просто мы не всегда знаем как найти и взрастить их уникальный дар. По этому поводу есть множество литературы. Но как правило, это советы психологов, у которых и своих-то детей зачастую нет. Или рассуждения таких же мам или пап, как мы с вами, то есть предположения на практике не проверенные. 

Поэтому мне показалось, что тебе будет интересна эта статья Джона Носта из журнала Форбс, описывающая интервью с родителями успешных (или "блестящих, брилльянтовых" как их называет автор) детей.

Это мой первый опыт перевода. Поэтому, пожалуйста, не будьте слишком строги. 

Итак...

Он всего лишь обычный ребенок, 16-летний Джек Андрака.

Сын инженера и анестезиолога, который нашел свой путь к главной сцене в науке и инновации. Заголовки о  работе Джека над быстрым, высокочувствительным и недорогим  тестом на определение онкологии  облетели весь мир. Я взял интервью у Джека в Феврале, а редактор Форбс , Брюс Апбин, описал его инновации в июне 2012 года. В течение следующих нескольких месяцев Джек объездил мир, пожимая руки политическим и научным сановниками на таких выдающихся событиях и местах как ТЕD Конференция, Королевское Медицинское Общество Лондона и Белый Дом. 
Но вместе со всеми новостями и волнениями по поводу научных достижений Джека, мне захотелось узнать о том, что действительно им руководило, узнать больше о двух самых гордящихся людях планеты – его родителях, Стиве и Джейн Андрака. Как оказывается, это история не только о Джеке (и его родителях). Но обо всей семье. О том, как Стив и Джейн вырастили двух замечательных мальчиков. В то время как Джек привлек всеобщее внимание, его старший брат Люк тоже сделал себе имя. Люк, 18 лет, занял 4 место в научном соревновании средних школ, победитель MIT Think Award, дважды финалист и победитель стипендии Сьерра-Невада (96000$) для ярмарки науки Intel за его метод очищения кислотных шахтных вод.
Кажется, дети Андрака указывают на что-то. И это что-то, по-видимому,  и в частности, держится на ключевом принципе Стива Андрака: «Объясняйте своим детям, что проблемы в этом мире – это на самом деле замаскированные возможности, а инновации происходят от недовольства».
У меня была возможность поговорить с г-ном и г-жой Андрака. Наша беседа была увлекательной и полезной. Они разделили свой успех на две секции – логическую и практическую. Так что, мамы и папы, берите и осваивайте….


Теория воспитания «блестящих» детей.

«Независимость обучения. Я практически всегда давал им учиться на практике и совершать контролируемые ошибки. И в процессе они думают сквозь задачу. Когда они застревают на какой-то проблеме, я прошу их показать мне, что они делали до того. И, чаще всего, они находят, в чем была проблема, просто объясняя мне, что они делали. Процесс объяснения чего-то заставляет их задумываться глубже об этом. И это работает практически с  любым их вопросом.

Узкая направленность.   Фокусировка на конкретном проекте очень важна для достижения высоких целей. Когда вы сосредотачиваете внимание только на определенной цели или проблеме и ваши мысли крутятся вокруг нее, это открывает все возможности творчества и разрешения проблем. Это удивительно, когда ребенок переходит от чувства бессилия к ощущению мастерства.

Занимайтесь проектом вашего ребенка, даже если для этого надо прыгнуть выше головы. Оба наших ребенка опередили нас по знаниям в каких-то темах и в математических навыках. Так что, следовательно, я задаю вопросы и позволяю учебнику помочь нам в наших дискуссиях. По существу, я оказываю поддержку, проявляя интерес и стимулируя их к использованию других ресурсов. Тем не менее, я всегда стараюсь следить за ними и заставляю объяснять их прогресс. Я понял, что проявление интереса с помощью выслушивания и задавания вопросов, поощрение научных исследований и отчетность о достижениях не только учит детей разрешать проблемы и стимулирует их, но и учит меня тоже. Когда роли меняются – я становлюсь  учеником, а мой ребенок – учителем – я знаю, что это и есть успех.

Меньше правил, больше независимости.  У нас есть минимальные правила, но ни одно из них не «душит» творчество. В принципе, их легко можно резюмировать: относится к людям с уважением, делать свое домашнее задание, быть честным и стараться быть в безопасности. Слишком много правил давит на всю семью и ограничивает мышление.
 

Практика воспитания «блестящих» детей.

Теория хороша для книг. Но Стив и Джейн предложили некоторые «жизненные правила», чтобы помочь папам и мамам, которые хотят, чтобы в конечном итоге их дети выступали или жили в таком месте как Белый Дом.

·        Заставляйте ваших детей мыслить самостоятельно. Максимально ограничьте себя в разрешении их проблем. Если вы будете ломать голову над решением задачи, то ребенок не будет.
·        Задавайте так же много вопросов, как они задают вам. Множество знаний, хранящихся в интернете, заставляет их искать ответы на вопросы и проводить исследования. (Оказывается, некоторые принципы я интуитивно соблюдала со своими детьми. Я даже писала об этом здесь. Приятно.)

·        Вовлекайте их в правильные состязания со сверстниками. Если у них есть конкурентная жилка, поощряйте участие в математических олимпиадах, ораторских дебатах или художественных  конкурсах.  Победы в такого рода соревнованиях повышает уверенность в собственном прогрессе. Также, проверяйте, есть ли другие конкурсы более высокого уровня. Зачастую в школе просто могут не знать о таких состязаниях. Помните, что вы лучший защитник и менеджер своего ребенка. Не ждите случая, когда школа решит представлять вашего ребенка.

·        Смоделируйте результат, которого вы хотите достичь. Созидайте и будьте креативными! Не все зависит от чисел.

·        Будьте в курсе, оставайтесь на связи. Каждый день мы спрашиваем наших детей, что они делали в школе. Мы также используем родительские средства связи для того, чтобы знать как у них дела и держать руку на пульсе их интересов и проблем.

·        Ранние установки на будущее. Наши дети знают, что они пойдут в колледж. Они знали это с начальной школы. Наши полки заставлены справочниками колледжей, книгами о лучших колледжах, о том, как попасть в лучшие школы, и другой подобной информацией.  Это процесс, который начинается рано.

·        Успех – это цель, которая должна быть общей – она должна разделятся с семьей и праздноваться с семьей. Даже если ваш ребенок достигает успеха в сфере, о которой вы мало знаете, вы все равно должны поощрять и поддерживать его. Успех приносит доверие, и ваша поддержка означает все.

·        Живите вне шаблонов. Мелкие правила душат творчество. Вы можете говорить вашему ребенку, чтобы он мыслил нестандартно, но если вы ограничивали его всю жизнь,  то у него не будет творческой точки отсчета.  

·        Учите ваших детей тому, что большинство проблем в этом мире, это на самом деле замаскированные возможности. Начинайте, когда ваш ребенок еще маленький. Составьте список проблем, которые нужно решить. В таком случае, когда придет время для научной ярмарки или другого проекта, вы будете готовы к работе! Это очень хорошо сработало с обоими нашими детьми.»
Раскрывая гений изнутри?


Мне кажется очевидным, что расширение возможностей занимает центральное место в этой семье. На протяжении всей жизни Люка и Джека, их родители дали им все инструменты для раскрытия их творческого потенциала. Это делалось шаг за шагом, методично – с открытой головой. Они предоставляли средства, а их дети шагали навстречу вызову и находили достойные цели. И сейчас мы все пользуемся выдающимися результатами Андраков в воспитании детей – их влиянием на мир науки и медицины. 

А что из этих принципов ты уже поддерживаешь в семье?  Будешь ли ты использовать какие-то из этих советов? На сколько это реально?